02.02.18
Сообщение эксперта Московской торгово-промышленной палаты, президента Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Дениса Арсентьева.
25 января в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы автотуризма в России», организованный Комитетом МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем.
В мероприятии приняли участие представители Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризма), Правительства Московской области, Федерального дорожного Агентства, Федерального дорожного агентства (Росавтодора), Государственной компании «Российские автомобильные дороги», ГУОБДД МВД России по Москве, ГУП «Мосгортранс», а также ведущие компании в сфере автотуризма, экспертное авто и мотосообщество, инвестиционные компании.
Круглый стол открыл старший вице-президент МТПП Юрий Шарандин, который отметил актуальность освещения темы развития автотуризма не только для раскрытия потенциала экономики Москвы, но и в целом для граждан России –более чем 40 миллионов автомобилистов. От лица Палаты он пожелал успешной реализации бизнес-проектов в сфере развития данного направления туристской отрасли.
Участники обсудили текущую ситуацию развития автотуризма в России, в том числе, с учетом предстоящего Чемпионата мира по футболу, и обсудили перспективы авто- и мототуризма. Ключевой в дискуссии стала тема развития автотуризма в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Эксперты осветили также проблемы привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, создания придорожной инфраструктуры, развития объектов придорожного сервиса на туристских маршрутах, туристского каршеринга и другие темы.
Председатель Комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем Сергей Лобарев выступил с подробным анализом текущей ситуации развития автотуризма в России.
Председатель правления Ассоциации российских производителей товаров и услуг для автотуризма Павел Садчиков поделился личным опытом создания маршрутов для автотуризма в регионах. По его мнению, сегодня в нашей стране сотни вузов готовят специалистов для сферы туризма, однако ни в одном нет кафедры автотуризма. Такое положение говорит о недостаточном внимании к проблеме со стороны государства.
Вице-президент МОО «Лига Караванеров» Вадим Дашук проинформировал о зарубежном опыте в сфере авто, мототуризма, и осветил ряд успешных инвестиционных проектов как в европейской, так и в российской практике строительства кемпингов. Он указал на ряд проблем в развитии данной отрасли, тормозящих создание соответствующей придорожной инфраструктуры. Вадим Дашук обратил внимание на необходимость поддержки отрасли на государственном уровне: либо дополнить Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» разделом «Автотуризм», либо принять отдельную программу по автотуризму. Главное – в туристской отрасли должен быть создан единый стандарт, регламентирующий деятельность автотуристских компаний, с алгоритмом взаимодействия с органами власти и с учетом безопасности, качества, доступности и комфортности отдыха. Для этого целесообразно активней развивать государственно-частное партнерство.
В ходе круглого стола чиновники, курирующие сферу туризма, согласившись со многими прозвучавшими замечаниями, высказались за действенное сотрудничество с Комитетом МТПП, чтобы «направить общие усилия органов власти, отраслевого бизнес-сообщества и общественных организаций на улучшение ситуации в сфере автотуризма». Готовность к совместной деятельности в отраслевых Рабочих группах выразили и заместитель начальника Управления государственных проектов и безопасности туризма Ростуризма Татьяна Меньшикова, и начальник управления туризма Министерства культуры Московской области Юлия Ветошкина.
По итогам круглого стола была принята Резолюция, с которой выразили солидарность практически все участники мероприятия. Комитет МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем отметил недостаточное внимание министерств и ведомств к данной части отрасли туризма, и взял на себя задачу по доведению до органов законодательной и исполнительной власти предложений и рекомендаций, выработанных в ходе работы круглого стола.
По мнению Председателя Комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем Сергея Лобарева, данный круглый стол - важнейшее событие в жизни профессионального авто и мотосообщества и знаковое мероприятие в среде бизнес-сообщества.
Комитет МТПП сосредоточит усилия органов власти, отраслевого бизнес-сообщества и общественных организаций, в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, по улучшению ситуации в сфере автотуризма. Надеюсь, что к этой отрасли будет проявлен активный интерес властей, и, как за рубежом, она станет серьезной доходной частью бюджета».
По моему экспертному мнению, основанному на практическом опыте реализации инвестиционных проектов создания придорожной и автотуристской инфраструктуры членами Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма могу констатировать следующее.
В настоящее время в въездные и внутренние автотуристы в России путешествуют преимущественно на личных легковых автомобилях.
В меньшей степени на туристических автобусах. Сфера автокараванинга только начинает развиваться, и для её развития требуется предложение услуг аренды и продажи автодомов и создание принимающей инфраструктуры в форматах транзитной кемпстоянки и автокемпинга, построенной и эксплуатируемой на основе корпоративных стандартов качества оператора или международных стандартов качества.
Инвестиционная привлекательность объектов, обслуживающих потребности автотуристов, обусловлена возможностью переложить на государство затраты инвестпроекта в части создания внешней инженерной инфраструктуры, а также подъездных путей и автостоянки. Такие возможности предоставляет Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» в случае, если инвестпроект будет включён в эту ФЦП как автотуристский кластер. Однако, для включения в эту ФЦП необходимо иметь достаточную инвестиционную ёмкость объекта или сети объектов, формирующих автотуристский кластер, расположенный на территории одного субъекта Российской Федерации. Таким образом, мелкие кемпстоянки, расположенные вдоль автодорог не могут включены в эту ФЦП. Рыночным инструментом, оптимизации единовременных затрат владельца кемпстоянки является её размещение рядом с действующим объектом дорожного сервиса, расположенным вдоль автодороги общего пользования или площадкой отдыха владельца автодороги. Инструментом, повышающим коммерческую эффективность кемстоянки в межсезонье, является создание дополнительных услуг, например, услуг придорожного кафе и магазина.
От национальных объединений автокемперов Европы знаем, что они очень заинтересованы в наличии в России инфраструктуры, принимающей караваны автокемперов и отдельные автодома. Такую инфраструктуру необходимо развивать комплексно, задействую участников рынка услуг придорожного сервиса и применяя меры государственной поддержки.
все новости